Фарфор: вопросы атрибуции

Коллекционеры всегда стараются внести в безумный мир вещей немного логики и посвящают свои собрания определенной теме - и потому популярностью пользуются молочники и сливочники, банки для кофе и сырные доски.

До кризиса антикварный рынок как правило отвергал даже малейшие повреждения фарфоровых предметов, и любой поврежденный предмет из фарфора стоил примерно в десять раз меньше такого же предмета из фарфора в идеальном состоянии. Поврежденный предмет никогда не сравняется с целым по выгодности вложения средств. Однако на владельцев поврежденного фарфора работает время и свойства фарфора - его хрупкость. И все же фарфор для коллекции следует приобретать прежде всего для удовольствия, а не как вложение капитала.

Порой даже профессионал, коллекционер фарфора с большим стажем не может с точностью уверждать, оригинал перед ним или подлинная вещь из фарфора. Что уж говорить о новичке-дилетанте, не знакомом с качеством материала и особенностями живописной разделки. Конечно, опыт приходит со временем, а чтение посвященной фарфору литературы и поиск информации по справочникам помогут начинающему коллекционеру. Вот несколько советов, которые помогут вам определиться - подлинник перед вами или подделка:

1. Марка (клеймо) изготовителя фарфора Некоторые мануфактуры защищают свои изделия подглазурным клеймом, наносимым кобальтом. Такое клеймо получается немного расплывчатым, в отличие от наносимого на глазурь поддельного клейма такой же формы.

Мошенники могут сошлифовать старое клеймо с похожей по стилю вещи, нанести новое, заново покрыть глазурью и обжечь. Однако поскольку кобальт уже не может впитаться в массу, клеймо сохраняет яркий цвет и четкость, видные невооруженным глазом. Глазурный пятачок - когда глазурью покрыто только то место, где проставлено новое клеймо - свидетельствует о подделке.

2. Состояние предмета. Старинная вещь должна выглядеть старо. Старинный фарфор имеет грязь на дне, поскольку бисквит впитывает в себя пыль и жировые наслоения на полке.

Идеальное дно фарфорового изделия означает то, что оно сделано недавно.Однако мошенник может нарочно загрязнить дно новодельного фарфора.

Микроцарапины и грязевые включения на старом фарфоре неизбежны.

Мошенники не всегда отмывают дно, отправляя подделку в печь, поэтому грязно-серый цвет донного кольца свидетельствует о фальсификации.

3. Техника исполнения. Даже при нанесении рисунка на старинное белье с правильной маркой существует разница между старинными и современными красками.

Например, старинные изделия из фарфора ИФЗ расписывались при использовании более жидких красителей, краска ложилась тонким слоем при отсутствии ощущения мазка. Мазок краски на современной подделке гуще, он имеет объем.

Обжиг всех красок на фарфоре одновременно стал возможен сравнительно недавно. Фарфор, изготовленный по старинной технологии, нуждался в многоступенчатом обжиге разных цветов от высоких температур к низким, и отличается особой гладкостью рисунка, нарушаемой лишь наличием эмалевых вставок.

Красочный слой сверху видимых царапин на фарфоре свидетельствует о подделке. Правило 30 градусов: все дефекты и недостатки на любом предмете из фарфора вы увидите, рассмотрев вещь под углом 30 градусов.

Роспись фарфора в отличном от общепринятого стиле должна насторожить.

Подделка может отличаться от оригинала по составу глины, по весу, технологии изготовления. Нередко настоящий фарфор можно отличить от фальшивого по тому, насколько быстро он нагревается в руке. Настоящий фарфор дольше остается прохладным. Как правило, чем ниже цена, тем вероятнее, что перед вами подделка.

В России целая подпольная индустрия специализируется на производстве поддельных предметов старины. На подделку можно наткнуться и на именитом аукционе, и в небольшой антикварной лавочке при покупке недорогого фарфорового сервиза. И если раньше это касалось только коллекционеров, то теперь - всех, кто думает о том, как спасти свои деньги от кризиса. Среди сравнительно недорогого антиквариата подделок более 80 процентов. Подделывают практически все: старинный фарфор, мебель, часы, скульптуру и даже старинные монеты, вплоть до античных.

Из старинного фарфора наибольшей популярностью пользуется посуда Императорского фарфорового завода с клеймами эпохи Елизаветы и Петра Третьего. В антикварных салонах императорской посуды лежит втрое больше, чем выпустил завод в XVIII веке. Современные технологии позволяют в кустарных условиях подделывать не только клейма, но и производить "столетние" трещины на посуде. На вазах можно делать такую печатку, что визуально даже специалист не отличит ее от ручной гравюры.

По словам одного из московских антикваров, уникальный саксонский фарфор Мейсен и знаменитый венгерский фарфор Херенд с изысканной ручной росписью также делается в подпольных мастерских Подмосковья.

Уважаемые коллекционеры фарфора, будьте бдительны!

Источник информации: apodarok.ru

На Главную

О фарфоре

Моя коллекция фигурок из фарфора

Опрос

Анкета

Хостинг от uCoz

Найти: на: